ГРУППЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
Развивающие занятия в ДЮЦ «Каравелла» поделены на пять самостоятельных блоков с учетом возрастных, психических и физиологических возможностей детей.
Группы раннего общего развития (делятся по возрастной категории):
- Мама, папа и малыш (от года до 2 лет)
- Разумейка (от 2 лет до 3 лет)
- Развивайка (от 3 лет до 5 лет)
- АБВГДейка (от 5 до 7 лет)
Первые три блока в группе раннего развития направлены на формирование общепринятых в развитом обществе - тактильных, сенсорных, зрительно-образных, слуховых, речевых и физиологических способностей.
Занятия в группе раннего развития складываются из активной игровой и обучающей познавательной деятельности, обеспечивая раннее развитие навыков по следующим направлениям:
- игра на музыкальных инструментах;
- пение самостоятельно/вместе с мамой/папой;
- подражание природным явлениям и миру животных;
- гимнастические упражнения;
- танцы;
- упражнения на логику и сообразительность;
- упражнения на внимательность;
- упражнения на социализацию;
- упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- упражнения на развитие памяти (запоминание и воспроизведение);
- рисование/лепка/изготовление поделок.
В процессе занятия происходит:
- стимулирование фантазии и воображения в игровой форме;
- формирование позитивного восприятия объективной реальности;
- укрепление эмоциональной связи ребёнок-родитель, обучение совместной деятельности;
- развитие естественных коммуникативных навыков, ненавязчивая отработка взаимодействия с детьми и взрослыми;
- тренировка внимания на основе сюжетной линии занятия;
- закладывание основ для дальнейшего развития активного логического мышления: обучению и распознаванию цветовой палитры, формы, содержания, а также тактильным ощущениям, новым движениям и пр.;
- развитие речи, обогащение словаря.
Четвертый блок представляет собой активную подготовку и постепенную адаптацию к школьной программе изначально повышенной сложности.
Авторская программа коллектива ДЮЦ «Каравелла».
Руководитель группы «Мама-папа-малыш», «Развивайка», «Разумейка», педагог по ритмике/ИЗО/лепке - Дорофеева Н.Н.
Музыкально-вокальное сопровождение занятия/хоровое пение – педагог Евграфова Д.А.
Психолог-консультант – Башкинскене Н.Б.
Логопед, руководитель группы «АБВГДейка» – Сафонова М.Г.
Руководитель группы «Родительский совет» - Большакова О.М.
Группы целевой направленности:
- Арт-студия (ИЗО и дизайн)
- Игра на музыкальных инструментах
- Театральная студия «Мюзикл-класс»
- Моделирование и изобретательство
Все виды деятельности групп целевой направленности имеют в своей основе и в большей степени - желание самого ребенка активно развиваться в той или иной области, чем родителей. Это его желание познавать новый неизведанный мир и открывать новые горизонты собственного «Я». Это его собственный труд и самооценка по результатам занятий, его собственные положительные или отрицательные эмоции, которые он получает в ходе совместного творчества, это его этапы взросления, через виды деятельности, которая может и далее развиваться, совершенствоваться, окрылять и облагораживать, возводя на пьедестал творческой активности и стабильности на протяжении всей жизни.
Группы целевой направленности планируют свою деятельность на год и на несколько лет вперед, придерживаясь общепринятых классических и новых современных программ в традициях лучшей российской педагогической мысли. При поступлении в группы целевой направленности дети проходят тестирование по начальным знаниям и результатам, полученным в процессе обучения.
При составлении программы раннего развития мы опирались на несколько базовых принципов, которые взяли за основу.
Первое: от рождения до трех лет – мозг ребенка развивается наиболее интенсивно, усваивая в практической плоскости многократно больше, чем в дальнейшей жизни.
Второе: современная педагогическая система, которая сложилась в России, позволяет обеспечить высокий уровень раннего активного обучения и научения тем или иным навыкам, умениям, а также приобрести знания и интерес к познавательной деятельности.
Третье: несколько взаимосвязанных видов деятельности и ее смена в соответствии с возрастом ребенка позволяют не переутомляться даже маленьким детям на занятиях в течение часа и более.
Здесь мы приводим направления, сформировавшиеся как самостоятельные в российской системе образования, которые были взяты за основу при разработке авторской программы «Раннее развитие» и кратко перечисляем основные базовые принципы их авторов:
Шалва Александрович Амонашвили:
Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
- Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
- Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
- В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
- В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов
Система Эльконина-Давыдова
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий.
Также в соавторстве Л.С. Выготского с А.Р. Лурия разработано направление, где детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее, используя образное мышление - закономерная стадия раннего детского развития.
Алиса Анатольевна Самбурская
Еще в древности выделяли три направления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:
1) на дyховнyю сyщность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.
Современная наука преподносит нам неопровержимые доказательства этих влияний.
Как музыка влияет на духовную сущность человека? Думаю, что этот вопрос не требует подробного разъяснения, так как на него сегодня может дать ответ практически любой мало-мальски образованный человек, и этому вопросу посвящено огромное количество психологических и искусствоведческих трудов, начиная с самых древних времен.
Как музыка влияет на физическое тело? Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление; и др.
Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.
Михаил Петрович Щетинин
Первое основание, на котором держится педагогика Михаила Щетинина, - нравственно-духовное развитие каждого. В этом залог веры в Бога и забота о Родине. Вера в Бога не афишируется, нет специальных занятий по религии.
Еще одна основа - это устремленность к познанию.
Самое главное основание щетининской школы - это утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком.
Третья образовательная основа - это труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях.
Четвертое образовательное основание - это чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем: и в том, как чистится картошка и подается на блюде, и в том, как укладывается кирпич за кирпичом, чтобы получился дворец, и в том, как разрисовываются стены помещения, чтобы каждому было уютно и хорошо, и в том, как танцевать и петь, что читать, как разговаривать с человеком. И в мыслях, и в деяниях все подчиняется законам красоты, одухотворенности.